Главная » Авторская колонка » «Этот паскудный русский мир»…

«Этот паскудный русский мир»…

Цитаты о России от Пушкина до наших дней – именно так презентовался видеоролик, созданный украинцами, собравший цитаты всем известных российских знаменитостей прошлых веков…

Началом, послужившим для создания этого видео, послужил резонанс российского общества на известное всем высказывание актёра Алексея Серебрякова, заявившего, не так давно, что, цитирую: «Национальная идея России заключается в силе, наглости и хамстве». Чтобы доказать, что Серебряков прав, украинские блогеры и создали, кстати, в техническом отношении, вполне неплохо, этот 14-ти минутный минифильм, который назвали непритязательно, но звучно «Этот паскудный русский мир». Чтобы было понятно, о чём речь, я, свои соображения, иллюстрирую скриншотами из этого видео и предлагаю разобраться с этими «цитатами» более подробно, а, стало быть, более вдумчиво…

Сразу скажу, что цитируемых авторов довольно много,  действительно, от «Пушкина до наших дней», поэтому всех я, здесь, привести, конечно, не смогу.  А начнём, разумеется, с Пушкина…

А, вот, ниже, то же самое, но полностью, без купюр. Обратите внимание, что когда читаешь цитату целиком, то смысл видится совсем иным, то есть, на лицо, пресловутое выдёргивание фраз из контекста…

«Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василия Львовича; пред M-me de Staël заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русский барин кричит: мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Всё это попадает в его журнал и печатается в Европе — это мерзко. Я, конечно, презираю, отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бордели — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай-да умница…»

Таким образом, «политический», «протестный», практически, «майданный»  контент письма, превращается в приватно-дурашливое послание другу и единомышленнику, который всё понимает и никогда тебя не осудит и… не более того. Да и, положа на сердце руку, у кого хватит столько дури, чтобы обвинять Пушкина, даже, в малой толике русофобства. Ведь любить Родину, совсем не значит восхвалять её на каждом шагу. В мире нет такой страны, такой земли, которую можно только восхвалять. Малых детей, любящие родители и то, не только зацеловывают, но и наказывают: ругают и, даже, порой шлёпают…

Теперь, возьмём князя Вяземского, к которому любил так обращаться Александр Сергеевич по поводу и без оного, старого своего и верного друга, которого, кстати, ценили все интеллектуалы России и при его жизни, и после его смерти. Вот «цитата» из видео…

Как видите, любой, прочитавший эти строки, скажет, сколько же ненависти  в этом человеке, который так ненавидит страну – Россию и весь её народ, прямо, не Вяземский, а какой-то Тягнибок, Ярош или, в крайнем случае, Порошенко. Но, читаем всё стихотворение целиком, без купюр…

Пётр Вяземский
«Русский бог»

Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?
Вот его вам начертанье,
Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,
Душ, представленных в залог,
Бригадирш обоих полов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с Анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог,
Бог по ужине горчицы,
Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.

Вот, теперь понятно, что князь Вяземский не только не русофобствует, а, напротив, очень любит свою Россию. Потому что, любовь – часто большая боль. Ему горько, что его страна, его народ так незаслуженно несчастны. Никто ему не запрещал жить в Париже или, например, в Неаполе. Но, он жил исключительно в России, потому что он, как и Пушкин, поэт. А русскому поэту нельзя отрываться от своих религиозных и поэтических корней российской нивы, иначе пропадёт его поэтический дар…

И, конечно, нельзя здесь проводить параллелей с Иосифом Бродским. Хотя, собственно, почему нельзя? Иосиф, судя по всему, связи с Россией никогда и не терял, любил её сильно – Родина же, но, как-то, не афишируя, так, чтобы эта любовь не бросалась в глаза. Вроде бы, не совсем православный, как бы, а Христа любил по-настоящему, и Новый Завет знал хорошо. Словом, это совсем другой случай. Бродский замечательный поэт, он, просто, из другого «замеса». Это тема для отдельного серьёзного и интересного разговора…

Обратите внимание, прочитает такой «пост» 17-летний «свободолюбивец» или иностранец и будет с ним лёгкий шок, дескать, как так можно — судить гениального Льва Толстого, более века спустя! Это же, мол, полная деградация. А, суд – государственный орган, инструмент, значит, полная деградация государства. Дело в том, что в действительности, судили в Таганроге, 11-го сентября, не графа Толстого, конечно, а заседание было по делу о религиозной секте свидетелей Иеговы. Именно эту, не имеющую российского начала, заметьте, секту, а не христианскую конфессию, суд и посчитал экстремистской. Кстати, вполне справедливо. Это, только на первый взгляд,  «свидетели», видятся этакой безобидной, «миссионерской» мирно-религиозной организацией. Эта организация, в действительности, очень щедро финансировалась из-за кордона, причём, на государственном уровне, а не через пожертвования. А люди взрослые прекрасно понимают, что деньги, причём, хорошие деньги, никто и никому, так просто, за красивые глазки, не раздаёт…

Каким образом, здесь, в деле о свидетелях Иеговы, возник  великий Лев Николаевич? Да, собственно, по большому счёту, писатель-граф, вообще никакого отношения к этому не имеет. Просто,  «иеговисты» прикрывались высказываниями Толстого относительно Русской Православной Церкви, чем не очень тонко воспользовались украинские русофобы. Что касается самого Льва Толстого, его мировоззрения, его веры в Бога, его трений с РПЦ, то это тема отдельного и очень непростого разговора, который не вписывается в контекст сегодняшней темы…

Теперь же, на очереди, пролетарский писатель – М. Горький…

Ну, а эту цитату у Максима Горького украинские националисты-русофобы взяли, явно, за «красоту слога» последнего предложения. Что тут скажешь? Я не могу обвинить русский «литературно-золотой самородок» в неприязни к Родине. Да, в отличие от князя Вяземского, Горький (Пешков) очень любил Неаполь и жил там подолгу. Но, он не Владимир Набоков и писать умел, только, по-русски, поэтому он и жил в России. Тем более что РСФСР дала ему столько, сколько не дала бы вся Европа вкупе со всеми Америками. У меня к нему сложное отношение. С одной стороны, очень большой русскоязычный писатель с мировым именем, я, в своё время, с удовольствием читал его произведения. А, с другой стороны, он банальный конформист, обласканный властью, ставший официозным прикрытием сначала ленинских, а, затем, и сталинских репрессий. Однако не мне его судить, тем более что, несмотря ни на что, он любил Россию. И, его эта «цитата», касается не его русофобии, которой у него не было, а недовольства, его разочарования в коммунистических идеалах, идеалах равенства и всеобщего братства, мировой революции. Да, самые обидные слова адресовались не России, а «вождям народа», однако, украинские русофобы этого скромно «не заметили»…

А, самое главное, все рьяные почитатели гуманитарных авторитетов, то есть, писателей, музыкантов, художников, актёров и прочей братии, должны отчётливо понимать, что автор прекрасного романа, например, может, запросто, быть в жизни неоднозначным, не совсем адекватным человеком, если не сказать совсем хреновым. И не надо этому удивляться. Это в атеистический советский период, принято было считать, что очаги духовности – библиотеки, театры, концертные залы, а не православные храмы или, например, мечети. Все эти представители искусств, в быту, далеко не светочи церкви,  не святые, поэтому не ищите в них духовности и чистоты, того, чего в них никогда и не было, за малым исключением…

Так, идём дальше. На очереди, лучший рассказчик и драматург в мире – Антон Павлович Чехов, его, тоже, украинские русофобы записали в свой лагерь…

Ну, как видите, на русофоба Чехов совсем не похож. У него, как и у Вяземского, боль. Боль и лёгкое раздражение, как у отца от нерадивого ребёнка. Он любит простого мужика, крестьянина и ценит его тяжкий, безрадостный труд, хотя, иногда, его и раздражает крестьянская «недалёкость». Но, никакой ненависти к России и русскому  народу, естественно, нет и в помине…

Ну и, наконец, совсем неудачный пример «русофобства»! Это цитата из Василия Шукшина…

Согласитесь, если бы, опять, не последнее предложение, то Шукшин в «друзья» к укронаци не попал бы никогда. Но, в контексте этого афоризма выражение: «Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой», совершенно далека, собственно, от России и народа. Ведь, невооружённым оком видно, что Шукшин говорил эти горькие слова в пику власти и государству, а не народу и России. Шукшин – кинорежиссер, и писатель от сохи. Поэтому, он, сколько жил, столько и воспевал в фильмах и своих рассказах простых русских людей труда: крестьян-колхозников и рабочих. Да, часто подтрунивал над ними, подсмеивался, но, всегда, любя и без злого умысла. Это очевидно.

Ну, вот, пора и подводить итог. Ода ненависти к России и всему русскому провалилась, потому что не прозвучала, как надо. Но, это нам с вами так кажется. У ролика, за несколько месяцев, 472 000 просмотров, 19 000 «лайков», 4 261 комментарий. «Комменты», в основном, положительные. Хочу привести только один комментарий, который оставил юзер с ником Andrew 8256 (орфографию и стилистику не менял):

«Поцреотов ватных прям как пыльным мешком уе***и по пустой черепушке. Правы классики. Правы на 100 пудов. Я сам русский и точно знаю, что более гнилого народа ни сыскать нигде, сколько землю ни копыть. Как там у Лёхи Серебрякова? Правильно! Сила, наглость и хамство — национальная идея. Я бы ещё добавил — зависть, просто как хроническое заболевание в России….»…

Этому неграмотному «философу», явно молодому и весьма глупому, с кличкой Andrew 8256, невдомёк, что национальная идея России, это способность к объединению во времена всеобщей опасности, способность смотреть без страха смерти в глаза, воспринимать чужую боль как свою собственную, способность жертвовать собою во имя других.  Потому что, этому, на протяжении многих веков учило нас православие, которое не смоги вытравить ни татары-монголы, ни французы, ни немцы, ни советская атеистическая власть.

С одной стороны, можно резюмировать, мало ли, дескать, дураков в России, если это, вообще, не фейковый «коммент» какого-нибудь юного русофоба. Но, с другой стороны, можно сказать и другое, что ролик, мол, цели-то достиг. Ведь, может и этот безусый «сам русский», посмотрев неплохо сделанный ролик, проглотил дезинформацию, схватился за голову и, сдуру, со всем сказанным и согласился. На это и рассчитана вся «деза» в мире. Мол, пока суть да дело, то есть, пока разберутся с правдами-неправдами, произойдёт главное – сформируется пресловутое общественное мнение. Вот, для этого «фейки» и мастерят. И ничего страшного, если они не всегда утончённые и филигранные, напротив, часто грубые и тупые – они все предназначены для молодых, не слишком умных пользователей. Главное, что в той или иной мере, фейки доходят до целей…

 

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*